Сегодня последнее воскресенье перед Великим постом — Прощеное воскресенье, когда Церковь вспоминает изгнание первых людей из рая.
Господь в Евангелии от Матфея говорит: «Когда поститесь не будьте унылы, как лицемеры» (Мф. 6:16). Почему Господь предупреждает нас, что нельзя поститься лицемерно? А потому, что если мы держим пост для того, чтобы другим показать значимость своей собственной личности, наши достоинства, то пост не исцеляет, а вредит. Ведь так и делали ветхозаветные фарисеи, которые специально напускали на себя унылый, мрачный вид, желая уже этим показать, как строго они постятся, чтобы люди, взирая на них, прославляли не Бога, а самих лицемеров, которые используют пост для того, чтобы обеспечить себе авторитет.
Апостол Павел пишет: «Тот, кто не ест, не укоряй того, кто ест» (см. Рим. 14:3). Это второе условие спасительности поста. Пост не дает нам права осуждать других. Единственное, что мы вправе сказать, говоря о посте с другими людьми, особенно непостящимися, — это свидетельствовать о собственном опыте, о том, как пост влияет на нашу душу, подчеркивая, что это не наше собственное достижение, а милость Божия, которая открывается нам во время поста. Мы не должны скрывать от людей того, что пост есть великое и сильное лекарство, действительно исцеляющее душевные недуги человека. Но все¸ что мы говорим о посте, никоим образом не должно служить нашему самовосхвалению и уничижению других людей.
В этот вечер мы по установившемуся церковному обычаю испрашиваем друг у друга прощения. Это замечательная традиция. Казалось бы, нет ничего проще сказать: «Прости меня». Но если мы в это слово «прости» вкладываем искреннее покаяние, особенно перед теми, с кем находимся в ссоре, кого мы обидели, то это слово «прости» может произвести в нас очень важную духовную перемену. И потому неслучайно поприще Великого поста начинается с Прощеного воскресения, с этого дивного богослужения, в конце которого мы просим друг у друга прощения и, получая это прощение, делаем первый и очень важный шаг на пути, ведущем нас к Воскресшему Спасителю.
С завтрашнего дня мы будем поститься, молиться, трудиться.
Но, прежде чем вступить в пору Великого поста, мы должны примириться с ближними.
«Ибо если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мф.: 14).
Но надо простить не внешне. Не исполнить лишь привычную формальность, сказать: «Простите меня ради Христа». Надо чтобы сердце загорелось любовью, чтобы там, внутри, в глубине души нашей, не осталось никакой озлобленности и обиды против ближних наших. Это людей можно обманывать внешним обрядом прощения, в то время как сердце остается жестоким. Но Господь Сердцеведец. Он видит все, что совершается в нас.
Соберем же в сердце нашем сознание всех грехов своих и простим ближнему все его согрешения. Ведь это такое счастье любить и прощать людей!
Окаменелое жестокое сердце пусть согреется в нас любовью и размягчится сознанием грехов. Простим друг друга в храме, ибо все здесь располагает к любви.
Придя домой, простим друг друга в семьях своих, ибо и среди близких так много взаимных обид и вражды. И простим всех ближних, окружающих нас!