9 ИЮНЯ — НЕДЕЛЯ 6-я ПО ПАСХЕ, О СЛЕПОМ

Сегодняшнее евангельское повествование – история слепого человека, которого исцелил Господь. Ученики спрашивали: «За что ему такое — слепой с самого рождения? Кто согрешил, он или его родители?» То есть ученики восприняли этот страшный недуг как Божие наказание, как отвержение слепого человека Божиим Промыслом. Но Господь отвечает: «Ни он, ни родители, но чтобы явились на нем дела Божии».

Господь исцеляет слепорожденного – это великое явление Божией силы свидетельствует о том, что для Бога нет ничего невозможного. Это чудо явлено для того, чтобы каждый страждущий понимал: страдание не должно нас разрушать, потому что над всеми нами — Господь. И если Господь кого-то посещает страданием, допуская болезни, печали и воздыхания, то не для того чтобы погубить человека, но чтобы на нас, при правильном восприятии скорби, явить дела Свои. Именно поэтому святитель Иоанн Златоуст называет скорбь школой любомудрия, то есть любви к мудрости, через которую познаются Божественное всемогущество и милость.

Очень многие, проходя через испытания, правильно анализируя свое состояние, укрепляются в вере. А со временем понимают —  все произошло не безосновательно. И скорбная ситуация кажется лекарством, спасительным кругом, который помог не погибнуть в буре житейских страстей.

Господь совершил чудо. Чудеса, с Божьей помощью, совершаются в нашей жизни и по сей день. Но кто-то в них верит, а кто-то ищет объяснения, –  всё зависит от того, насколько человек способен принять Бога, насколько открыты навстречу Богу его разум, воля, чувства. Недаром у Василия Великого содержатся замечательные слова:

Богопознание возможно лишь тогда, когда человек знает Божии заповеди и исполняет их, то есть когда человек стремится жить по Божиему закону. Тогда его разум, его чувства, его воля открываются навстречу Богу, и он становится способным верить в Господа и Спасителя, даже не будучи свидетелем каких-то потрясающих чудес.

Страшно и безотрадно, если ты – слепой. Тебе никогда не улыбнется солнце. Но в бесконечное число раз страшнее слепота духовная. Жизнь без Бога – это философия слепоты. И очень часто такая слепота становится нормой, критерием правильности жизни. Слепота становится модой, необходимостью, смыслом.

Один философ сказал, что «все грехи – попытка заполнить пустоту». И в эту незаполненную бездну пустоты можно бросать всё – наркотики, блуд, игральные автоматы, алкоголизм, извращенные наслаждения и удовольствия – она никогда не будет заполнена. Бездна будет требовать всё новых и новых жертв, всё более утонченных приношений. «Кувшин желаний не наполняется», –  говорит святитель Григорий Нисский.

Прозреть – значит увидеть, осознать, понять свое страшное удаление от Бога. Прозреть – это увидеть человека рядом с собой, с его страданиями и болью. Прозреть – это уметь рассмотреть красоту в душе ближнего. Исцелиться от слепоты – это обрести способность видеть во всем происходящем Промысл Божий. Это жажда благодарить и поклоняться Творцу. Как это сделал слепорожденный, исцеленный Христом: «Верую, Господи! И поклонился Ему». И этот путь прозрения очень трудный и долгий – это путь всей нашей жизни!