«Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы».
(Лк. 20:38)
Со смертью человека жизнь его не прекращается. Плоть разлагается и обращается в прах, а сам по себе человек, со всеми своими чувствами и бессмертной душой, продолжает жить, переходя только из этого мира в другой, загробный. Следовательно, общение между живыми и мертвыми смертью не прекращается, а продолжает существовать.
Святая Церковь, принося ежедневные молитвы за усопших своих чад, побуждает к этому и всех верующих, чтобы они едиными устами и единым сердцем возносили к Престолу Божию пламенные молитвы с просьбой о упокоении усопших в местах блаженства. К молитве за усопших побуждает нас христианская любовь, которая соединяет нас взаимно во Иисусе Христе в единое братство. Усопшие – наши ближние, которых Бог приказывает нам любить, как самих себя. Ибо любовь к ближним не ограничивается границами земного бытия, а простирается в вечный загробный мир.
Поминовением и молитвою мы показываем свою любовь к перешедшим в жизнь вечную. Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает от временного несчастия, награда и утешение ожидает того, кто своими молитвами помогает усопшему ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые блаженные обители.
Молитва за усопших – это как бы спасательный круг, который бросает человек утопающему ближнему. Мы знаем, что смерть иногда застигает человека врасплох, неожиданно, скоропостижно. В соборной церковной молитве мы просим «христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом». Но будет ли наша кончина такой, зависит не только от Промысла Божия, но от нас, от нашего духовного состояния.
Поминовения усопших напоминают нам о смерти – о том, о чем мы стараемся не думать. Мы живем, не задумываясь о конечности земного бытия, строим планы на жизнь, не прося на них благословения Божия. А ведь, может, наша жизнь оборвется раньше, чем мы приступим к реализации этих планов. Тогда для нас будет иметь значение только одно – духовная милостыня за нас наших близких и молитва Церкви.
Будем помнить, что наша жизнь скоротечна. Святые отцы поясняют, зачем нам нужна «память смертная»: помни час смертный и вовек не согрешишь. Если мы будем иметь перед мысленным взором тот час, когда предстанем на Суд Божий, то, конечно, станем гораздо внимательнее относиться к своей жизни, будем беречься от легкомысленных поступков, беспечности и услаждения грехом. И так, готовясь каждый день к смерти, мы научимся по-настоящему жить.