История собора Архангела Михаила в Сочи неразрывно связана как с именами Святых апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита1, прошедших с евангельской проповедью в этих краях, так и с летописью города и говорит о неразрывной связи собора с появлением, развитием и будущим города.
Церковь Христова в истории Черноморского побережья Кавказа оказалась подобна кораблю в водах бушующего моря. Из дошедших до нас исторических сведений, мы знаем, что третье путешествие Святых апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита из Иерусалима, проходило вдоль берегов Черного моря, здесь они проповедовали о Боге и Спасителе Иисусе Христе жителям побережья и гор. В этих местах апостол Симон Кананит принял мученическую смерть. Также известно о существовании уже в VI веке в Зихии (побережье от устья реки Кубань до Туапсе) епископской кафедры, т.к. под актами Константинопольского Вселенского V Собора 552 г. стоят подписи Дометиана, епископа народа зихов2. Время расцвета Церкви Христовой, как и народов края относится к раннему средневековью (VII-X вв. от Р.Х.), подтверждением этому служат сохранившиеся основания церквей.3 В это время побережье попеременно находилось под влиянием Византийской империи, Абхазского и Грузинского царств. После падения Константинополя 29 мая 1453 г., Османская империя начала обширную военную экспансию, в том числе и на побережье Черного моря, и к началу XVI в., все побережье оказалось под властью турецких султанов. Череда русско-турецких войн, начавшаяся в 1568 г. закончилась 14 сентября 1829 г., когда был подписан Адрианопольский мирный договор, среди условий которого был переход к Российской империи побережья Чёрного моря от устья реки Кубань до порта Свт. Николая (южнее г. Поти). Таким образом экспансия Османской империи была остановлена, а очагом военных действий стал Северный Кавказ, где Россия противодействовала бандитским набегам, работорговле, газавату и междоусобицам.
Одной из операций была высадка десанта под командованием генерал-майора Андрея Михайловича Симборского в устье реки Сочи-Пста. Через восемь дней после успешного десанта, 21 апреля 1838 г. на возвышенности рядом с устьем был заложен форт Александрия, внутри его на месте обнаруженных развалин4 раннесредневекового круглого каменного храма через 52 года, в 1890 г. и будет возведен новый собор, а форт станет историческим ядром для основанного после окончания Крымской войны в 1864 г. поселения пост Даховский, который в 1896 г. получит привычное нам название — Сочи.
21 мая 1864 года, в урочище Кбаада (совр. п. Красная Поляна) наместником Императора на Кавказе, главнокомандующим Кавказской армией великим князем Михаилом Николаевичем Романовым было объявлено об окончании Кавказской войны, и положено начало колонизации и развитию Черноморского побережья, среди прочего было решено раздавать участки желающим переселенцам безвозмездно, а также поселять на новые территории отставных солдат Кавказских батальонов, которым оказалось нелегко устраиваться на новом месте, в силу отсутствия навыков ведения хозяйства в непривычных условиях субтропиков.
В это же время московский агроном Пётр Васильевич Верещагин создает товарищество из землевладельцев и помещиков для освоения Западного Кавказа. Вот что он по этому поводу пишет: «В 1868 году появились в печати известия о раздаче земель на Кавказе и что многие иностранцы: немцы, сербы, чехи и болгары уже получают земли безвозмездно, одни только русские люди молчат и не двигаются, боясь далёкой окраины и не имея необходимого и должного понятия о Кавказе. Когда я прочитал об этом, то у меня явилась мысль попытать счастье и отправиться на Кавказ, в Тифлис, узнать в чем дело и каким путём, на каких основаниях, мы, русские можем приобретать земли, а, собрав сведения, сделать их известными для всех соотечественников, придавая этому делу государственное значение <…> Итак, милостивые господа, будем трудиться в стране на пользу нашей дорогой России. Пусть сама Европа увидит, что мы, русские, смогли не только завоевать богатую страну, но и использовать её разумно».
Согласно документам канцелярии начальника Черноморского округа, решение о восстановлении церкви в Даховском посаде принято лично великим князем Михаилом Николаевичем Романовым во время посещения округа. В мае 1871 г. прибыв со свитой в Пицунду и оттуда яхтой «Тигр» до Адлера, потом верхом на казачьих лошадях — местами по песчаному морскому берегу, местами горными тропинками и вброд через множество горных быстрых рек — проехал весь Черноморский округ – до Новороссийска, останавливаясь в новых поселениях, лично обозревая сделанное и беседуя с поселенцами, вникая в их нужды и просьбы. Также во время этого путешествия великий князь останавливался и в Навагинском укреплении [прим.: быв. форт Александрия], где ему представили «первого поселенца в Сочи и уже зажиточного» — Ефима Лазаревича Завгороднего. Только вчера его жена Евдокия Павловна разродилась сыном. Великий князь согласился стать крёстным отцом ребёнка, названного, разумеется, Михаилом.
Из газеты «Кавказ» №89 от 1(13) августа 1871 г.: «Вечером, наверху, близ дома [прим.: в котором останавливался вел. кн. М.Н.Романов], была иллюминация; эффектны были очень развалины церкви внутри бывшего укрепления, от которой остались только круглые стены без купола; наверху этого круга были расставлены плошки, придававшие своим светом грандиозный вид этим развалинам. При этом, на просьбу казаков, Его Высочество приказал начальнику округа возбудить вопрос о возобновлении этой церкви, которая, вместе с тем, служила бы и приходской для окрестных поселений, сгруппировавшихся по бассейну р. Сочи и ее окрестностей». Таким образом, с большой уверенностью можно сказать, что собор возводился на месте частично сохранившейся церкви времен Византийской империи.
Начальник округа генерал Дмитрий Васильевич Пиленко отдал распоряжение архитектору Александру Григорьевичу Вергилису об осмотре развалин каменного круглого здания на территории форта, и составлении проекта и сметы на восстановление церкви. Но не получив в течение двух лет завершенного проекта, начальник округа передал инициативу П.В. Верещагину — главе недавно начавшего свою энергичную деятельность товарищества, взявшим на себя обязательства по организации строительства и поиску финансирования.
После второй поездки на побережье Петр Васильевич Верещагин заболел малярией и не мог продолжать свою работу, тогда все дела принял его брат Арсений Васильевич, который впоследствии переехал жить в Сочи и всю оставшуюся жизнь занимался обустройством и развитием Черноморского края.
А.В. Верещагин не только привлек к участию в строительстве собора, одного из крупнейших землевладельцев Черноморского побережья, почетного гражданина, купца первой гильдии Н.Н. Мамонтова, но и все собственные средства, вырученные от продажи дома в Смоленске, он передал на строительство собора. Уже в декабре столичный академик архитектуры А.С. Каминский прислал план и рисунки нового собора. Крестово-купольный собор выполненый в стиле «эклектика», длиной 25,6 м; шириной 17,1 м; высотой, включая крест на колокольне, 34 м.
8 апреля 1874 г. Кавказское наместничество одобрило проект и дало согласие на возведение собора. В полдень 26 мая 1874 г. была совершена закладка первого камня собора во имя Святого Архангела Михаила.
Строительство собора горячо приветствовал писатель Ф.М. Достоевский, в девятом номере своего журнала «Гражданин» в 1874 (№ 8-14), в примечании к статье А.В. Верещагина Федор Михайлович писал:
«Мы весьма желали бы, чтобы и наши читатели обратили особое свое внимание на заявление нашего сотрудника. Избавлению от таких бедствий, как лишение духовной помощи, необходимо сочувствовать и бедствия эти устранять; <…> Желательно, чтобы помощь не опоздала и предупредила еще горшие бедствия.»
Но в силу многих причин строительство собора растянулось на долгие шестнадцать лет, из которых четырнадцать оно велось не только под неустанным руководством А.В. Верещагина, но зачастую и его руками. «Когда строилась церковь в Сочи, Арсений Васильевич работал в качестве архитектора и на своих плечах таскал кирпичи, чтобы скорее устроить печь в колокольне и прожить зиму вместе со священником. В то время другого теплого помещения не было. А первоначально А.В. Верещагин жил даже в землянке со своими рабочими, которые выписывались из Москвы.» Петр Верещагин, «Черноморское побережье».
Преодолевая большие трудности, связанные с поставками строительных материалов, набором рабочих и острой проблемой финансирования, к началу русско-турецкой войны 1877—1878 гг. было завершено возведение каменных стен церкви и трапезной с железной крышей. Хотя в самом городе боевые действия не проходили, туркам удалось провести несколько бомбардировок с военных кораблей, в одну из таких бомбардировок ядро, выпущенное с турецкого корабля, попало в собор и застряло в северной стене.
Возобновив после окончания русско-турецкой войны, весной 1879 г. строительство, А.В. Верещагин сталкивается с острой нехваткой средств и несмотря на помощь Н.Н. Мамонтова к концу 1882 г. средств не остается. Попытка создать Комитет по содействию строительству с участием промышленника и известного мецената Саввы Мамонтова, графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстон и других коммерсантов, крупных гражданских и военных чинов не удалась.
Финансирование работ по завершению строительства собора взял на себя Святейший Правительствующий Синод Русской Православной Церкви и в декабре 1888 г. было выделено десять тысяч рублей. Оформление интерьера храма и оставшиеся работы завершил строительный комитет, во главе со священником Дмитрием Соболевым.
25 октября 1890 г. строительство собора, длившееся долгих 16 лет было завершено. Архитектурный комплекс включал в себя здание собора с колокольней, церковный дом с двухэтажным флигелем, трапезную, колодцы, погреба.
24 сентября (7 окт. по н.с.) 1891 года епископом Сухумским Агафодором было совершено торжественное освящение собора. Благодаря участию епископа Агафодора и курированию им сочинского прихода, собор обзавёлся обширной библиотекой, в нём фиксировалась история города и его окрестностей, имелся архив, к сожалению, ныне безвозвратно утерянный.
Историк-обозреватель С. Доратовский писал: «На возвышенном морском берегу выделяется церковь, сверкая золочеными крестами. Темная зелень кипарисов эффектно оттеняет белизну колокольни и кольцом окружила все здание… Церковь в городе одна. Главным украшением ее служит смешанный хор, составленный главным образом из любителей. Голоса – мужские и женские – подобраны с большим старанием. Хоровое пение музыкально. Горожане гордятся своим храмом и любят его».
До революции 1917 года в городе Сочи и его окрестностях насчитывалось около 20 церквей и несколько монастырей.
Происходившие после революции изменения не обошли стороной и молодой курортный город. Начиная с 1929 году новая власть развернула кампанию против церковного прихода. 15 июля 1931 г. решением Сочинского райисполкома был запрещен колокольный звон на территории города Сочи. В 1934 году инициировано уничтожение собора, но Промыслом Божиим собор был сохранен. Прихожанка Александра, работавшая в это время в местных органах управления, смогла оформить собор как здание пригодное для зернохранения. После репрессий в отношении общины, приход был закрыт, здание оказалось в ведении Сочинского курортного управления и превращено в склад, с последовавшей утратой купола с крестом и шатра колокольни.
В 1943 году государство стало возвращать Русской Православной Церкви её соборы и церкви, в них стала налаживаться приходская жизнь.5 В Свято-Михайло-Архангельском соборе богослужения возобновились 2 ноября 1943 года. В этом же году настоятелю собора протоиерею Александру (Беневальскому) вместе с прихожанами своими силами удалось провести восстановительные и ремонтные работы: был восстановлен купол с крестом, шатер колокольни. Церкви был частично возвращен участок территории «по Маячной улице и угол улицы Орджоникидзе».
В 1947 и 1948 годах Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, пребывая на лечении и отдыхе в городе Сочи в воскресные и праздничные дни совершал Литургии, в сослужении с епископом Краснодарским Флавианом и настоятелем собора протоиереем Георгием (Ляшенко)6.
С 1978 по 1994 год настоятелем собора служил протоиерей Константин Коробов, будущий епископ Саратовский и Вольский Нектарий.
В 1981 году здание собора поставлено под охрану государства как памятник архитектуры.
Начиная с 1990 года при соборе работает воскресная школа для взрослых и детей.
В 1992—1994 гг. проведена реставрация, после которой собор обрел свой первоначальный архитектурный облик.
В период с 1993 по 2010 год в соборе нес свое служение и совершал Литургии схиархимандрит Симеон (Нестеренко) (1.09.1920—6.12.2010 гг.). Вступив на поприще монашеского подвига в 1943 г. в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь, он окончил его в городе Сочи, на девяносто первом году жизни. Здесь же, в соборе 7 декабря 2010 г. было совершено заупокойное богослужение.
С 1994 г. настоятелем собора служит протоиерей Иоанн Мартынюк.
В 1996 году рядом с собором был построен храмовый комплекс, включающий церковь во имя Иверской иконы Божией Матери (заложена 19 декабря 1995 г.), административный комплекс и несколько других построек.
В 1996 году Свято-Михайло-Архангельский Собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
10 мая 2006 г. в центре города, на эспланаде Курортного проспекта установлен памятник святому Архистратигу Михаилу — монументальная колонна со скульптурой, отлитой из бронзы, высотой 7 метров. Монумент установлен недалеко от места захоронения русских солдат, погибших при обороне форта Александрия во время Кавказской войны. Монумент выполнен по проекту архитектора Сергея Сухорукова и скульптора Владимира Зеленко.
С 2007 по 2008 год в соборе проходила масштабная реконструкция. Сделаны новая стропильная часть и кровля, закреплены фасады храма, собор был заново поштукатурен и побелен, проведено отопление и заменены полы. Одновременно с реконструкцией собора велось и благоустройство церковной территории: заменены все коммуникации, посажены новые деревья, кустарники и цветы, обустроены клумбы, возведена и освящена водосвятная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», построено новое административно-хозяйственное здание с церковной лавкой на первом этаже.
В марте 2010 года велись работы по реконструкции алтарной части храма, иконостаса.
29 сентября 2011 года состоялась конференция, посвященная презентации собранных исторических материалов о Михайло-Архангельском соборе, которая собрала интересующихся историей города, его культурным и духовным наследием.
23 ноября 2011 г. митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором был торжественно освящён памятник святому страстотерпцу государю Николаю II, установленный рядом с собором. Автор — сочинский скульптор Владимир Зеленко.
В 2016 году, журналистами ВГТРК «Сочи» был подготовлен видеосюжет, приуроченный к ста двадцати пяти летнему юбилею освящения собора.
Сегодня7 в городе Сочи действует более 30 православных приходов, мужской и женский монастырь, город украшен множеством часовен.
________________________
Использованы материалы портала «Архитектура Сочи»
1 См.: http://www.pravenc.ru/text/115300.html
2 См.: http://www.pravenc.ru/text/199891.html
3 См.: Разделы «Боспор», «Византия», «Грузия» в Православной энциклопедии.
4 См.: статья В.Г. Иванцова «Строительство Свято-Михайло-Архангельского собора в г. Сочи»
5 См.: Положение «О порядке открытия церквей» от 28 ноября 1943 года
6 См.: http://archive.jmp.ru/page/index/194812951.html
7 По состоянию на начало 2017 г.