Сегодня мы празднуем Преображение Господне. Господь преобразился, явив ученикам, а через них всем миру не только свою Божественную силу, но и удивительную способность человеческой природы преображаться под действием благодати Божией.
Мы часто используем слово «преображение», но использовать его нужно очень осторожно. Не всякое изменение человеческой личности является преображением, даже если это изменение связано с совершенствованием личности. Мы, несомненно, совершенствуем себя, когда получаем образование, когда обретаем остроту эстетического восприятия мира, когда получаем многие знания. Однако это усовершенствование нельзя назвать преображением. Подлинное преображение личности есть такое развитие в человеческой природе, которое максимально приобщает человека к Богу.
Господь преобразился перед Своими учениками настолько, насколько они могли воспринять это Преображение — «якоже можаху». Господь преобразился перед учениками для того, чтобы укрепить их веру – чтобы тогда, когда они будут видеть Его распинаемым, они вспоминали эту славу преображенного на Фаворе Спасителя.
Мир, который окружает нас и который лежит во грехе и зле (см. 1 Ин. 5:19), постоянно переориентирует наше сознание. Он направляет все наши силы на достижение тех целей, которые не имеют никакой связи с вечностью. Мы погружаемся в море забот, волнений, конфликтов. Мы недоумеваем от того, что происходит в мире, мы беспокоимся о нашем Отечестве. Сердце надрывается, когда слышишь скорбные сообщения о трагической кончине наших сограждан. И многим может показаться: а где же перспектива? Куда мы идем? Что с нами происходит? И ведь речь идет не только о нашей стране — речь идет о всем мире, о всем роде человеческом.
Мы никогда не поймем, куда идем, и никогда не увидим правильного пути, пока у нас не откроется духовное зрение, потому что смысл человеческой жизни обретается только в перспективе вечности. Церковь призвана воздействовать таким образом на окружающий мир, на человеческое общество, чтобы преображать это общество по Божиему закону, приближая земной, тварный мир к тому, чтобы он в полной мере отражал на себе Божественную славу. И нет никакой другой цели для человека, как достижение Царствия Божия, как лицезрение этого Царствия, как подчинение законам этого Царствия в своей жизни.
Мы неспособны в одночасье изменить нашу жизнь, мы неспособны преобразиться во мгновение ока, как преобразились апостолы в лучах Божественного Преображения, но мы должны помнить, что преображение – это наша задача.