Праздник Успения Пресвятой Богородицы — это самый главный Богородичный праздник.
Для неверующего человека смерть — это конец, гибель, небытие. Атеистическая философия, прочно вошедшая в сознание современных людей, так и утверждает. Сознание наше и дух наш сопротивляются этому, как сопротивлялись сознание и дух десятков и сотен предшествующих поколений. Достаточно обратиться к творчеству величайших художников, к духовным, культурным, эстетическим прозрениям человечества. Если бы люди верили, что смерть есть полное уничтожение, могли бы они создавать шедевры, имеющие вечное значение? Но в человеке есть искра бессмертия — в его сознании, в его душе, даже затемненной антирелигиозными предрассудками и безумной идеей о человеческой кончине как о прекращении всякого бытия.
Стремление к удобству и удовольствию есть главный ориентир развития современной нерелигиозной цивилизации. Если Бога нет, ради чего человек живет? Если ему говорить: ради подвига, он спросит: а во имя чего подвиг? Говорят, что подвиги мы совершаем ради будущих поколений. Но умные люди и тогда задумывались: что же будут представлять собой будущие поколения? И почему я должен делать что-то для тех, кто будет жить после меня? Не работает эта модель, и потому у мыслящих людей возникает вопрос: а для чего вообще все то, над чем мы трудимся, что мы созидаем? Если исключить перспективу вечности, то ответы на такие вопросы совершенно лишены логики и не могут удовлетворить вопрошающего. Всё обращается куда-то в будущее, где самого человека уже нет. Получается, наша жизнь — это «во имя чего-то, о чем мы не знаем».
Действительно, для человека неверующего смерть — это конец, это гибель, это трагедия, это обрыв всей жизненной логики, всех устремлений, всех надежд, всех радостей, всех страданий. Смертью всё-всё заканчивается, это гибель с большой буквы.
Поэтому вера в бессмертие — это не только религиозная доктрина, не только религиозное вероучение, но прежде всего самопонимание человеком собственной личности.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Если ты оставляешь грех, если ты побеждаешь грех, то исчезает страх смерти».
Нам следует изгонять грех из своей жизни, из своего сердца, из своего разума, и тогда мы обретем силу, которую невозможно обрести никакими земными средствами. Мы обретем силу победы над страхом смерти. Ибо изгоняется грех, а вместе с грехом изгоняется страх смерти.